Страхование ответственности экспедитора
Функциональные обязанности экспедитора заключаются в эффективной организации перевозок грузов от имени грузоотправителей. Для любого собственника груза дополнительным плюсом в выборе экспедитора служат его гарантии в том, что при неисполнении взятого на себя обязательства, экспедитором полностью возмещается нанесенный ущерб грузоотправителю (грузовладельцу, агенту линии).
Ответственность экспедитора
Ответственность экспедитора слагается из ответственности за собственные профессиональные ошибки и ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей контрагентами, участвующими в перевозочном процессе. Страхование ответственности экспедитора направлено на комплексное решение этих вопросов. Данное страхование покрывает любые претензии против профессиональной деятельности экспедитора, предъявленными третьими лицами, понесшими убытки в связи с деятельностью экспедитора.
Страхование ответственности экспедитора относится к следующим видам деятельности страхователя:
- экспедирование, включающее перевозку груза собственными транспортными средствами;
- экспедирование с привлечением грузоперевозчиков;
- экспедирование с привлечением грузоперевозчиков и других экспедиторов (субэкспедиторов).
Экспедиторы, несущие ответственность по договору страхования за своих субподрядчиков называются экспедиторами-перевозчиками или Принципалами. Агентами называются экспедиторы, несущие ответственность по договору страхования только за свои профессиональные упущения и ошибки, а также за оптимальный выбор грузоперевозчика.
К ответственности экспедитора можно отнести:
- ответственность за груз (ответственность экспедитора за повреждение (утрату, гибель) груза, принятого к перевозке);
- ответственность экспедитора перед третьими лицами (при причинении вреда перевозимому грузу);
- ответственность экспедитора перед владельцами контейнера (трейлера) вследствие его повреждения (утраты, гибели) в процессе перевозки;
- ответственность за финансовые потери перед правомочным лицом;
- ответственность экспедитора, возникающая вследствие нарушения таможенного законодательства перед таможенными органами.
Страхование ответственности экспедитора может покрывать не только утрату и повреждение груза, но также и косвенные убытки, связанные с этими страховыми случаями. Определяется размер ответственности исходя из положений международных конвенций, например:
- Конвенции КДПГ;
- Гаагско-Висбийскими правилами;
- СМГС;
- условиями стандартного коносамента (FIATA);
- CFR Варшавской конвенцией,
- национальным транспортным законодательством,
- договором страхования ответственности экспедитора.
Необходимо учитывать, что предварительная переписка и переговоры в ряде юрисдикций рассматриваются как неотъемлемая часть договора страхования.
Стоимость страхования экспедитора
Для расчета стоимости страхования (страховой премии) ответственности экспедитора берутся во внимание следующие факторы:
- объем годового фрахта;
- объем требуемого лимита ответственности.
Базой в расчете страхового платежа может выступать либо сумма всех выставленных экспедитором счетов к оплате за предоставленные услуги (валовый сбор фрахта), либо в случае однотипных услуг экспедитора – общее количество перевозимого груза. Выражается такое количество в TEUs (двадцатифунтовых контейнерах).
Что же касается лимитов ответственности, то они определяются договором страхования между страховщиком и экспедитором (страхователем). Зависят напрямую от степени риска и характера профессиональной деятельности экспедитора.
Субподрядчики
Договор страхования ответственности экспедитора обеспечивает страховое покрытие как упущений и ошибочных действий экспедитора, так и действий привлеченных к грузоперевозке субподрядчиков. Положительный момент данного страхования в том, что им допускается полное покрытие ответственности экспедитора.
Однако не стоит думать, что в случае наступления страхового события регресс против субподрядчиков-контрагентов гарантирован. Компания субподрядчика может оспорить в суде регрессные требования экспедитора. Поэтому важным условием в страховании ответственности экспедитора является привлечение к перевозочному процессу застрахованных субподрядчиков.
Договора субподряда следует заключать на условиях, при которых экспедитор может предъявить регрессный иск перевозчику, по вине которого наступил страховой случай и грузоотправитель понес убытки.
Страхование ответственности или страхование груза?
Страхование ответственности экспедитора не заменяет собой страхование грузов. Ответственность экспедитора намного ниже стоимости поврежденных или утраченных грузов, к тому же ответственность экспедиторов достаточно ограничена в транспортном процессе. Поэтому, чтобы собственнику груза иметь полную гарантию в возмещении убытков в случае его кражи или повреждения, груз следует застраховать.